- Новое воспитание
- — течение в педагогике, возникшее в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н.в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл.о. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни. Представители Н.в. (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов и др.) считали себя последователями Ж.Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания. Первая "новая школа" открыта в 1889 в Великобритании С. Редди. В 1912 создано "Международное бюро новых школ" во главе с Ферьером. "Новые школы" были частными средними учебными заведениями интернатного типа для детей из состоятельных семей. Накануне 1-й мировой войны начали появляться т.н. экспериментальные, как правило начальные, "новые школы" (школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции и др.) для приходящих детей. Работа в них велась в духе педагогики действия, использовалась комплексная система обучения, индивидуальная самостоятельная работа (Декроли) или занятия в добровольно создаваемых детьми группах (Кузине). В 1915 объединение сторонников Н.в. распалось; в 1921 оно было восстановлено под названием "Лига нового воспитания". В 1932 в неё входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу. После 1933 "Лига" практически прекратила свою работу. В начале 50-х гг. деятельность сторонников Н.в. возобновилась под эгидой ЮНЕСКО.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 170)См. также Стой, Карл ФолькмарЧ33(2)47
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.